?

Log in

No account? Create an account

gladil

Каннский дневник. День двенадцатый, 24 мая 2009-го

« previous entry | next entry »
May. 25th, 2009 | 11:22 am


Трудно быть кастой

Итоги 62-го Каннского фестиваля стали известны вчера поздно ночью. Комментарии к ним — завтра. Пока же о внеконкурсных хитах уикенда

Юрий Гладильщиков
Для Ведомостей

25.05.2009, №93 (2363)

 

Хитом не мог не стать фильм Терри Гиллиама The Imaginarium of Doctor Parnassus. И потому, что это Гиллиам. И потому, что это еще одна посмертная роль Хита Леджера. Все фильмы Гиллиама переполнены безудержной фантазией, а этот — сильнее прежних. В нем по современному Лондону разъезжает средневековая цирковая кибитка доктора Парнассуса, предлагающего зрителям пройти сквозь магическое зеркало и очутиться в параллельном мире собственных грез. The Imaginarium, возможно, и стоит трактовать как «цирк грез». Никакого мошенничества — доктор Парнассус, которого играет Кристофер Пламмер, и впрямь персона не от мира сего. Он еще тысячу лет назад заключил контракт с дьяволом в обмен на бессмертие, а затем, влюбившись, перезаключил в обмен на юность. Дьявола под читаемым ником мистер Nick изображает Том Уэйтс.

Дальше наворочено многое. В частности, в команде Парнассуса появляется загадочный, потерявший память молодой человек (помощники Парнассуса вынули его из петли на одном из лондонских мостов), который решает превратить имаджинариум в коммерчески выгодное дело. Разрабатывает рекламную стратегию, сам начинает водить зазеркальные экскурсии. Тут самое интересное. Леджер умер до завершения съемок. Тогда Гиллиам переписал сценарий и, вероятно, перепродумал смысл фильма под Леджера. Когда персонаж Леджера оказывается в измененном мире фантазий, он тоже меняется. Обретает лицо то Джонни Деппа, то Колина Фаррела, то Джуда Лоу, причем все трое загримированы под Леджера. Трактовать трансформации можно по-разному, но делать этого сейчас не станем. А вот один из смыслов, явно добавленный в фильм после смерти Леджера, сформулируем: что лучше — обладать стариковским бессмертием, расплачиваясь за него своей и другими родными душами, или остаться в памяти молодым, как Джеймс Дин и тот же Леджер?

Закрыл фестиваль вчера вечером фильм француза Яна Кунена Coco Chanel & Igor Stravinsky, название которого тоже можно не переводить. Кунен — режиссер загадочный. Начал со ставшего модным в мире и у нас отвязного синефильского боевика «Доберман». Потом затеял крупный англоязычный вестерн «Блуберри», но снял нечто маргинальное. После этого зачем-то экранизировал «99 франков» Бегбедера в момент, когда нецензурный роман-первоисточник перестал казаться актуальным. И практически утратил славу режиссера, фильмов которого ждут. А теперь и вовсе сделал красивый фильм про бессмертную любовь и то, как Коко создает «Шанель № 5», а Игорь пишет музыку, представляющую собой смесь русской водки и французского парфюма.

Между тем, несмотря на долю банальщины и необаятельного Мадса Микельсена в роли Стравинского, я бы не ругал картину. Потому что хороша строгая Анна Муглали в роли Коко. Потому что Кунен старается быть точным не только в изображении неповторимых мод и декора 1910-1920-х, но и в звучании русской речи (многодетную семью Стравинского, а также Дягилева играют русские актеры, говорящие на живом языке, а Микельсен тоже отважно переходит на русский, пусть и с акцентом). Потому что открывается фильм опасной для коммерческой мелодрамы 20-минутной сценой скандальной премьеры в 1913 г. «Весны священной» на парижской сцене. Представляете: 20 минут балета и 20 же минут музыки Стравинского! И потому, черт возьми, что приятно: было время, когда русские гении искусства творили авангард, казавшийся чересчурным даже радикальному Парижу.

К внеконкурсным с долей юмора отнесем и последнюю конкурсную ленту программы — Visage, или же «Лицо», тайваньского киномэтра 1990-2000-х Цай Мин-ляна, которого у нас знают по концептуальному порномюзиклу «Капризное облако». Смокинговая премьера состоялась в субботу в 19.00 и вызвала повышенное внимание французской прессы, потому что в фильме сыграли Жанна Моро, Натали Бай, Матье Амальрик (участвующий в гомосексуальной сцене), а в главных ролях — Фанни Ардан, любимец и альтер эго Трюффо Жан-Пьер Лео и Летиция Каста.

Сыграли — это сильно сказано. Фактически Цай Мин-лян использовал их как декорации. Мы назвали картину внеконкурсной, потому что она вне контекста каннского конкурса последних лет. Авангардист Йонас Мекас делил фильмы на образные и сюжетные. Фильм Цай Мин-ляна — образный на сто процентов, потому что сюжета в нем нет вообще. Если верить аннотации, это фильм об известном тайваньском режиссере (его играет постоянный актер и альтер эго Цай Мин-ляна Ли Кан-шен), который экранизирует в стенах Лувра миф о Саломее. Главную мужскую роль царя Ирода он предлагает Лео (в столкновении на экране альтер эго двух больших режиссеров, Трюффо и Цай Мин-ляна, надо искать особый смысл). Чтобы сделать фильм коммерческим, продюсеры в ответ навязывают ему на роль Саломеи фотомодель Каста.

Но никакого Лувра, которому фильм посвящен наряду с Трюффо, на экране нет. Он возникает лишь в последней сцене, когда персонаж Лео пролезает в одну из галерей из скрытого панелью подземелья. Что до Саломеи, то действия на экране Летиции Каста таковы: она распевает китайские песенки, раскачивая прелестной головой, как китайский болванчик, долго заклеивает окна широким черным скочем, барахтается в заполненном водой туннеле и делает артистический стриптиз над лежащим, покрытым пленкой и залитым пастой из жестяной банки Ли Кан-шеном.

Захотелось спросить Летицию, трудно ли было играть эту роль? Но что спрашивать? Конечно, трудно выучить китайские песенки, чтобы артикулировать их потом под фонограмму. Зато Летиция в фильме очень хороша. А фильм тоже очень хорош, красив и способен породить много трактовок и легенд.

* К этому тексту, напечатанному сегодня в «Ведомостях», сделаю короткое примечание про призы.

«Золотая камера за лучший дебют» - «Самсон и Далила» австралийца Уорвика Торнтона про юных аборигенов. Честно признаюсь, не видел. И вообще почему-то равнодушен к «Золотой камере».

Приз жюри (не очень понятного достоинства) – Fish Tank Андреа Арнольд (см. Каннский дневник, день 2-й) и «Жажда» Чхан-Ук Пака (см. день 3-й).

Приз за сценарий (тоже полуутешительный) – «Весеннее обострение» Лу Е  (см. день 3-й).

Приз за лучшую женскую роль – Шарлотта Гензбур в «Антихристе» фон Триера (см. день 5-й).

Приз зу лучшую мужскую роль – Кристоф Вальцт в «Бесславных ублюдках» (он там эсесовец-иезуит, смю день 8-й).

При за режиссуру – Брильянте Мендоза за «Кинатай» (см. день 6-й).

Специальный приз жюри за творческий вклад в историю кино – Ален Рене (в конкурсе была его «Дикая трава» или же Les Herbes Folles, о которой я не писал, так как посмотрел ее только вчера: романтическая история про двух немолодых людей и потерянное портмоне).

Гран-при – «Пророк» Жака Одияра (см. день 4-й).

«Золотая пальмовая ветвь» - «Белая ленточка» Михаэля Ханеке (см. день 9-й).

Два главных приза на сей раз можно предугадать.Ханеке получил и приз ФИПРЕССИ. Решения наградить Мендозу и Гензбур (а таким образом, и фон Триера, безусловно, радикальные.

Остальные решения жюри субъективны.

 

Спасибо за внимание! Спасибо за комментарии!

Добравшись до Москвы и разобравшись за пару дней с делами, отвечу, как и обещал, на все вопросы.

Link | Leave a comment | Share

Comments {51}

Page 1 of 2
<<[1] [2] >>

orlandina_anna

(no subject)

from: orlandina_anna
date: May. 25th, 2009 07:45 am (UTC)
Link

Вот все-таки коробит это - "Тут самое интересное. Леджер умер до завершения съемок. Тогда Гиллиам переписал сценарий и, вероятно, перепродумал смысл фильма под Леджера. Когда персонаж Леджера оказывается в измененном мире фантазий, он тоже меняется. Обретает лицо то Джонни Деппа, то Колина Фаррела, то Джуда Лоу, причем все трое загримированы под Леджера. "
А как Вам все-таки фильм, понравился или нет?

Reply | Thread

Юрий Гладильщиков

(no subject)

from: gladil
date: May. 28th, 2009 02:22 pm (UTC)
Link

Да, понравился. Если коробит, извините. Я подстраивался под компактный газетный формат, и, возможно, нечаянно допустил бестактность по отношению к Леджеру.

Reply | Parent | Thread | Expand

kee

(no subject)

from: eugene_kryloff
date: May. 25th, 2009 08:03 am (UTC)
Link

с точки зрения кинопроцесса, мы провинциальны и маргинальны... наши фильмы не затрагивают серьезные общечеловеческие проблемы, в них нет оригинальных идей, они унылы с эстетической стороны, в них нет поисков киноязыка... нам нечего показать миру большого кино, увы...

Reply | Thread

kee

(no subject)

from: eugene_kryloff
date: May. 25th, 2009 08:14 am (UTC)
Link

зато у нас есть комиссия по нравственности

Reply | Parent | Thread

okbnv

(no subject)

from: okbnv
date: May. 25th, 2009 08:07 am (UTC)
Link

Юра! Спасибо! Здорово было читать – словно смотрела своими глазами и своим умом понимала. Всегда тебя доверяла и не ошибалась. И все равно хочется теперь смотреть самой

Reply | Thread

Юрий Гладильщиков

(no subject)

from: gladil
date: May. 28th, 2009 02:29 pm (UTC)
Link

Оля, спасибо огромное!
Ты - моя радость!

Reply | Parent | Thread

tiki2tavi

(no subject)

from: tiki2tavi
date: May. 25th, 2009 08:16 am (UTC)
Link

Спасибо за обзоры! Было интересно и вызывало здоровую зависть.

Reply | Thread

Юрий Гладильщиков

(no subject)

from: gladil
date: May. 28th, 2009 02:30 pm (UTC)
Link

Спасибо!

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: anonymous
date: May. 25th, 2009 09:15 am (UTC)
Link

Спасибо за обзоры!! Читаю Вас по разным газетам и журналам давно, а тут еще и на жж наткнулась... Наконец-то удалось по-настоящему следить за кинофестивалем! Спасибо!

Reply | Thread

taransese

(no subject)

from: taransese
date: May. 25th, 2009 09:26 am (UTC)
Link

Вам спасибо за обзоры!

Reply | Thread

Юрий Гладильщиков

(no subject)

from: gladil
date: May. 28th, 2009 02:30 pm (UTC)
Link

Спасибо, я старался!

Reply | Parent | Thread

Натали

(no subject)

from: nvolynsky
date: May. 25th, 2009 11:29 am (UTC)
Link

Спасибо за Ваши рецензии, давно Вас читаю, и отдельно - за Каннский журнал! Наконец-то удалось следить за кинофестивалем. Успешного Вам отдыха - наверно, тяжело смотреть за такой небольшой временной промежуток так много фильмов, особенно таких жестоких. Кажется, доброе кино сейчас не в чести..

Reply | Thread

Юрий Гладильщиков

(no subject)

from: gladil
date: May. 28th, 2009 02:32 pm (UTC)
Link

Не в чести. Но хорошее кино всегда, за редким исключением, было недобрым. А вот доброе -почти всегда было слишком сладеньким либо пропагандистским.

Reply | Parent | Thread

hyperkvaksha

(no subject)

from: hyperkvaksha
date: May. 25th, 2009 01:01 pm (UTC)
Link

Присоединюсь к общим благодарностям за рецензии -- и желаю добросовестно отдохнуть-)

Reply | Thread

Юрий Гладильщиков

(no subject)

from: gladil
date: May. 28th, 2009 02:33 pm (UTC)
Link

Да какой уж тут отдых!..

Reply | Parent | Thread

juditt

(no subject)

from: juditt
date: May. 25th, 2009 02:26 pm (UTC)
Link

спасибо за отчеты, впечатления и фестивальную атмосферу, насыщенную и временами безумную. Некоторые наблюдения несмотря на изматывающий режим просмотров близки к гениальности (но скажу, простите, не удержусь: за дубли только обидно, - дело не в повторе идей, а в свежести впечатлений, которую блог предполагает, а повторы убивают).
итоговыми размышлениями поделитесь? не про призы даже, а про тенденции и атмосферу Канн-2009?
не бросайте блог! интересно очень :)

Reply | Thread

Юрий Гладильщиков

(no subject)

from: gladil
date: May. 28th, 2009 02:37 pm (UTC)
Link

Спасибо, но фига не понял по поводу дублей, которые убивают.

Reply | Parent | Thread | Expand

Савкова Татьяна

(no subject)

from: bezbiletnica
date: May. 25th, 2009 02:32 pm (UTC)
Link

О, Юрий, огромное Вам спасибо за дневник о фестивале! Нашла через рекламу ЖЖ и очень кстати - как раз нужно было подготовить новость о закрытии фестиваля.
У меня к Вам такой вопрос: Вы планируете посетить Кинотавр? Если да, то будут ли с сочинского фестиваля такие же подробные он-лайн отчеты?

Reply | Thread

Юрий Гладильщиков

(no subject)

from: gladil
date: May. 28th, 2009 02:38 pm (UTC)
Link

Ой, нет.

Reply | Parent | Thread

v_krolikov

(no subject)

from: v_krolikov
date: May. 25th, 2009 04:44 pm (UTC)
Link

И вам спасибо большое.

Reply | Thread

1_charlemagne

(no subject)

from: 1_charlemagne
date: May. 25th, 2009 10:30 pm (UTC)
Link

Спасибо. С большим удовольствием читал Ваши заметки. Очень импонирует Ваш взвешенный подход и отсутствие обычной кинокритической истерики

Reply | Thread

Юрий Гладильщиков

(no subject)

from: gladil
date: May. 28th, 2009 02:40 pm (UTC)
Link

Я не люблю истерику и вообще сичтаю, что к кино надо относиться с симпатией.

Reply | Parent | Thread

zheniavasilievv

(no subject)

from: zheniavasilievv
date: May. 26th, 2009 11:57 am (UTC)
Link

Спасибо, Юрий, Вы дорвольно точно расставили акценты, описывая именно те фильмы, которые потом и навыигрывали призов. Плахов, кстати, довольно выского оценил "Лицо" Цай Мин-ляня.

Reply | Thread

Юрий Гладильщиков

(no subject)

from: gladil
date: May. 28th, 2009 02:41 pm (UTC)
Link

Да, читал. Я и сам постепенно начинаю относиться к этому фильму гораздо лучше. Я, возможно, напишу в уикенд этакие "Комментарии к комментариясм" - своим и чужим.

Reply | Parent | Thread

ivanov_maksim

(no subject)

from: ivanov_maksim
date: May. 26th, 2009 04:38 pm (UTC)
Link

"После этого зачем-то экранизировал «99 франков» Бегбедера в момент, когда нецензурный роман-первоисточник перестал казаться актуальным. И практически утратил славу режиссера, фильмов которого ждут."

не соглашусь с вами, в России многие не знают Бегбедера, и фильм Кунена как раз открыл для многих этого писателя, и почему критика общества потребления не актуальная тема?
Россия и ее граждане как раз только вступают в эпоху, где потребление - главная ценность, поэтому для России мне кажется фильм очень актуальный. Хотя после его просмотра многие все равно хотят быть топ-менеджерами.

Я ждал нового Кунена, и очень рад, что его новый фильм вам понравился, очень хочется посмотреть!

Reply | Thread

ivanov_maksim

(no subject)

from: ivanov_maksim
date: May. 26th, 2009 04:41 pm (UTC)
Link

Спасибо, Юрий за ваш дневник.
Хорошего отпуска.

Reply | Parent | Thread

interlard

Спасибо!

from: interlard
date: May. 27th, 2009 03:21 pm (UTC)
Link

Уважаемый Юрий! Спасибо Вам большое за увлекательные и информативные Каннские репортажи! Так держать!

Reply | Thread

Юрий Гладильщиков

Re: Спасибо!

from: gladil
date: Jun. 1st, 2009 10:50 am (UTC)
Link

Ура!!!

Reply | Parent | Thread